Интересные факты и легенды мировой классической музыки

Классическая музыка, зародившись в далекую эпоху средневековья и сопровождавшая человечество вплоть до современности, вобрала в себя множество интересных историй, вошедших в сокровищницу мировой художественной культуры.

Скрипач дьявола

Многим известно имя итальянского скрипача-виртуоза Николо Паганини. Современники называли его «скрипачом дьявола» и даже после его смерти в 1840 году римская церковь еще долгое время запрещала проводить его похороны. Ходили слухи, будто Николо продал свою душу дьяволу в обмен на дар виртуозного владения скрипкой. Даже существует факт, как на одном из выступлений прославленного виртуоза один из зрителей увидел, будто дьявол, стоявший за Николо управлял руками маэстро. А на следующий день журналисты вполне серьезно обвиняли Николо в сговоре с нечистым.

Но никто не мог отрицать, что Николо Паганини был гением: он изобрел массу эффектов, сложных пассажей, которые, кроме него, никто не мог повторить. Он играл сложные произведения на двух и даже на одной струне.

Существует легенда, что Паганини начал играть на одной струне после того, как его недоброжелатели перед концертом подпилили все остальные струны на скрипке. На самом деле эту идею подсказала музыканту одна его поклонница. Прослушав, как Паганини виртуозно сыграл композицию «Дуэт двух влюбленных» на двух струнах, она подошла к нему и сказала:

— Маэстро, вы совершенно не оставляете шанса другим музыкантам превзойти вас. Пожалуй, это сможет сделать лишь тот, кто сыграет на одной струне, но это же невозможно!

Паганини запомнил ее слова и спустя несколько недель исполнил сонату на одной струне. Весть об этом неслыханном событии быстро облетела город и дошла до самых простых его жителей. Однажды музыкант опаздывал на концерт и нанял извозчика, который, узнав знаменитость, заломил за проезд цену в десять раз выше обычной. На недоуменный вопрос седока кучер спокойно ответил:

— Ведь вы сейчас возьмете с каждого из слушателей по десять франков за возможность послушать, как вы играете на одной струне.
— Хорошо, — не растерялся Паганини, — я заплачу вам десять франков, но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе.

Глухой композитор

В жизни Людвига Ван Бетховена было много испытаний: тяжелое детство, раннее сиротство, годы мучительной борьбы с болезнью, разочарования в любви и предательство близких. Но чистая радость творчества и уверенность в собственном высоком предназначении помогли гениальному композитору выстоять в борьбе с судьбой.

Первые признаки глухоты у него появились к 1801 году. И несмотря на то, что его слух постоянно ухудшался, Бетховен сочинял очень много. Он помнил звучание каждой ноты и мог представить, как должно звучать все музыкальное произведение. Он зажимал в зубах деревянную палочку и дотрагивался ею до струн рояля, чтобы ощутить их вибрации. В 1817 году Бетховен у известного производителя Страйхера заказывает рояль, настроенный на максимальную громкость, а другого производителя – Графа просит изготовить резонатор, чтобы инструмент звучал еще громче.

Кроме того, Бетховен выступал на концертах. Так, в 1822 году, когда композитор уже полностью оглох, он пытался дирижировать при исполнении своей оперы «Фиделио», но потерпел неудачу: не смог добиться синхронности с оркестром.

Но глухота оказалась не только трагедией, но и бесценным даром: отрезанный от внешнего мира, композитор развивает в себе невероятный внутренний слух, и из-под его пера выходят все новые и новые шедевры. Так, одним из последних произведений композитора является знаменитая Девятая симфония, премьера которой состоялась в 1824 году.

Впрочем, некоторых привело на концерт лишь праздное любопытство. «Интересно, глухой будет сам дирижировать сегодня? — перешептывались слушатели, скучающие в ожидании начала. — Говорят, накануне он поссорился с музыкантами, их еле уговорили выступать… И зачем ему хор в симфонии? Это же неслыханно! Впрочем, что взять с калеки…» Но после первых тактов все разговоры смолкли. Величественная музыка захватила людей и повела их на недоступные простым душам вершины. Грандиозный финал — «Ода к радости» на стихи Шиллера, исполненная хором и оркестром, — подарил ощущение счастья всеобъемлющей любви. А ведь простую, словно знакомую каждому с детства мелодию услышал только он, абсолютно глухой человек. И не только услышал, но и поделился ею со всем миром.

Украденный шедевр

Грегорио Аллегри был известным композитором, а также священником, состоявшем на службе в хоре у папы римского. Вплоть до своей смерти в 1652 создал два больших цикла концертов для пяти голосов, изданных в 1618 и 1619 годах, два цикла церковных песнопений для шести голосов, изданных в 1621, пять месс и многочисленные другие церковные сочинения, многие из которых так и не были изданы при его жизни.

Но самым знаменитым сочинением Аллегри считают Misesere (Miserere mei, Deus) на текст Псалма № 50. «Miserere» Аллегри исполнялось ежегодно в течение многих лет на Страстной неделе в Сикстинской Капелле.

Долгое время партитура сочинения была «засекречена» и недоступна для широкой публики, так как Ватикан, хранитель единственной копии рукописи, желал сохранить секрет шедевра в тайне, и запретил копирование Miserere под угрозой отлучения от Церкви. К партитуре имели доступ только музыканты, исполнявшие его один раз в год в Сикстинской Капелле.

Дарованием сочинения широкой публике мир обязан гению юного Моцарта, посетившего с отцом Ватикан в 1770 году. 14-летний Моцарт, услышавший исполнение Miserere, запомнил его целиком на слух и в точности записал по памяти, таким образом создав «контрафактную» копию. Но вариант, записанный Моцартом, к сожалению, не сохранился.