Материал подходит для использования на внеклассных мероприятиях и на уроках музыки. Например, для активизации работы учащихся данную информацию можно применять на первом этапе урока.
Гвидо д’Ареццо — итальянский монах и теоретик музыки, в XI веке придумавший нотный стан. Правда, в его варианте было всего четыре линейки, но в остальном именно он автор системы записи нот, которую мы используем до сих пор.
В разных странах «Собачий вальс» называется по-разному: «Блошиным вальсом» в Германии и Бельгии, «Кошачьим вальсом» в Болгарии, «Ослиным маршем» в Венгрии, «Кошачьей полькой» в Финляндии, а во Франции почему-то «Отбивной котлетой».
Автор самой длинной на свете песни — Джем Файнер. Песня «Долгоиграющая» началась в полночь 1 января 2000 года. Она звучит даже сейчас и будет длится до 31 декабря 2999 года.
Дирижер впервые появился еще в Древнем Египте и в Древней Греции. В XVIII при исполнении сложных произведений иногда участвовало до пяти дирижеров, сегодня же в ансамбле один руководитель. Кстати, управляя оркестром, дирижер пользуется не только палочкой. Характер исполнения он показывает музыкантам движением головы, корпусом и даже мимикой.
В 1833 году консерватория Милана отказала в зачислении двадцатипятилетнему композитору из-за того, что тот был слишком взрослым и недостаточно талантливым. Теперь эта консерватория носит имя того композитора — Джузеппе Верди.
Австрийский пианист Пауль Витгенштейн (1887-1961) потерял правую руку в Первой Мировой войне, но не сдался и достиг исключительного мастерства, играя одной левой. Виртуозное владение техникой игры на инструменте позволило ему успешно исполнять сочинения, невероятно сложные даже для пианиста с двумя руками.
Говорят, что каждый раз, прежде чем приступить к сочинению музыки, Людвиг ван Бетховен опускал голову в таз с ледяной водой. Этот прием настолько вошел у него в привычку, что композитор не мог отказаться от него до конца своей жизни.
Музыка была очень важной поддержкой для солдат во все времена. В годы Великой французской революции генералы, прося подкреплений, писали: «Пришлите два полка солдат или тысячу экземпляров «Марсельезы».
Животные, и даже насекомые, реагируют на музыку. Например, пауки на звук скрипки выползают из своих укрытий. Дело в том, что от этого звука паутина колеблется, и паук думает, что в нее попалась добыча. Крысы же выходят из своих нор, заслышав звуки дудочки.
Однажды, великий тенор Энрико Карузо пришел в банк, забыв документы. Чтобы удостоверить свою личность, ему пришлось спеть для кассира арию из оперы «Тоска». Позже Карузо признался, что никогда так не старался при исполнении этой арии.
В 2008 году молодой человек по имени Адам Лопез поставил новый рекорд, в прямом эфире взяв ноту до диез пятой октавы, что выше самой высокой ноты фортепиано.
Интервал тритон — сильный диссонанс. Из-за тревожного и неприятного звучания тритон называли «дьявольским интервалом» и до Средних веков его использование в музыки было запрещено.
Первый музыкальный строй был составлен Пифагором для настройки кефары и лиры. Именно он сделал первые и главные шаги к «октаве», которой мы пользуемся до сих пор.
Синопсия, или цветной слух — феномен восприятия, при котором человек не только слышит звук, но и «видит цвет». Для синестетиков каждая тональность имеет свой цвет. Среди русских композиторов синестетиками были Александр Николаевич Скрябин и Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Родственники Петра Ильича Чайковского были расстроены, когда молодой человек прекратил службу в министерстве юстиции и поступил в Петербургскую консерваторию. Дядя будущего композитора негодовал: «Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!».
Ровно 1 час 20 минут раздавались аплодисменты в адрес Пласидо Доминго после финала оперы «Отелло» в Венской опере 30 июля 1991 года. Занавес поднимали 101 раз.
Симфонический оркестр традиционно настраивается по ноте «ля» первой октавы, которую дает гобой. Дело в том, что звук гобоя наименее подвержен расстраиванию, так что всегда можно быть уверенным в его чистоте.
Первая консерватория в Италии открылась в XVI веке — это был приют для беспризорников. Чтобы детям не приходилось попрошайничать, их обучали различным ремеслам, в том числе и музыке.
М. И. Глинка не отличался крепким здоровьем, но не смотря на это, был очень легок на подъем и прекрасно знал географию. Возможно, если бы он не стал композитором, то был бы путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе и персидский.