Из опыта профессиональной деятельности
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь,
открыватель мира. Так пусть перед ним открывается
чудесный мир в живых красках и трепетных звуках,
в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте.
Через сказку, игру, через неповторимое детское
творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
В.А.Сухомлинский.
Эти слова В.А. Сухомлинского наиболее точно отражают направление деятельности учителя в развитии творческих способностей учеников, их индивидуальности (слайд №3).
Современного ученика сегодня очень трудно чем-либо удивить. Стандартный комбинированный урок для них скучен, неинтересен. Поэтому основная задача современного педагога правильно преподнести учебную информацию. Как обычный урок сделать необычным, как сложный материал представить доступно и интересно, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти вопросы я, как и каждый учитель, задаю, приходя сегодня в класс (слайд №4).
В Концепции образовательной области «Искусство» отмечено: «Ввиду особой специфики содержания образовательной области «Искусство» преподавание предметов данной области должно осуществляться педагогами творческими, владеющими современными педагогическими технологиями, имеющими высокий уровень психолого-педагогической подготовки». Полностью разделяю эти позиции и поэтому стараюсь соответствовать образу современного учителя музыки, а уроки строить как художественные по содержанию и учебные по форме.
Методологической основой формирования творческих компетенций в моей практике является целостная система принципов, приемов и средств обучения, которая создана авторами: В.А. Алеевым, Т.Н. Кичак, Т.И. Науменко. Программа имеет креативную направленность. Для начальных классов – Программа для 1–4 классов. М.С. Красильникова, УМК «Гармония».
Сегодня меняется статус предметов образовательной области «Искусство» в школе. Происходит переход от уроков, ориентированных на освоение лишь технических навыков к урокам, ориентированных на развитие творческой личности, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь (слайд№5). Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования (слайд№6). Развитие личности обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, что в широком смысле означает формирование «умения учиться», т.е. способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. Как сформировать у школьника желание учиться? Как можно зажечь огонёк в глазах детей? Существует много способов стимулирования учащихся к изучению музыки. Предлагаю вам познакомиться с наиболее универсальными (слайд №7).
Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности
Создание мотивации к изучению музыки и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого стараюсь всегда представлять собой живой пример оптимистически настроенного к обучающимся и коллегам человека. Ставлю перед детьми реалистичные и выполнимые цели и задачи, а также моделирую процесс, необходимый для достижения поставленных целей. Обращаю внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Внушаю ребенку, что успех строится на неудачах. Считаю важным научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения (слайд №8).
Применение новых информационных технологий
Использование новых информационных технологий в преподавании музыки является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся. Но, следует отметить, что с моей точки зрения, возникла проблема эффективности использования цифровых образовательных ресурсов, применение которых приводит к внешней зрелищности уроков и уводит от развития внутреннего содержания. Я считаю, что проблему эффективного наполнения уроков новым содержанием и оптимального использования современных методов обучения можно решить. Учителя-практики знают, что каждое занятие необходимо связывать с жизненными примерами, иначе все обучение — игра в воображение. Именно поэтому я и мои ученики так хорошо понимаем друг друга. Они дополняют меня, я – их.
Внеурочная деятельность
Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении обучающихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности.
Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность. Мною создан вокальный ансамбль «Попурри» (слайд №9). Цель: приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Как и на уроках, на занятиях кружка применяются здоровьесберегающие технологии, в т.ч. авторская дыхательная методика Стрельниковой А.Н.
Мои ученики организуют и проводят музыкальные гостиные, «музыкальные перемены», принимают активное участие в музыкальном оформлении мероприятий школы и села, в фестивалях и конкурсах района (cлайды №10, 11, 12, 13).
В репертуар включены произведения, с помощью которых формируются правильные певческие навыки и выразительность вокального исполнения. Форма подведения итогов: занятие-концерт, отчетный концерт проводятся 1 раз в год.
Игра
Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно ролевая игра, дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем.
Игры, способствующие формированию познавательных УУД (слайд №14)
Игра «Найди нужную иллюстрацию». Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрацию по ее содержанию.
Игра «Кто больше?». Детям показывают портрет композитора и предлагают назвать его произведения. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
Слушание музыки так же проходит через игровую деятельность. При восприятии музыки дети определяют динамику эмоционального развития образа, его кульминационные точки, ориентируясь на «Словарь эмоциональных терминов», ищут определения, которые отвечают эмоциям, которые вызвала музыка. В этом нам помогает игра «Корзинка», когда ребята выбирают нужные, подходящие определения из множества предложенных.
Игры, позволяющие формировать коммуникативные УУД (слайд №15)
Большое значение в работе по формированию коммуникативной компетенции играет вокально-хоровая работа. Для решения первой задачи, на своих уроках применяю различные составляющие музыкальной терапии, такие как вокальные упражнения, игры, попевки и упражнения на развитие дыхания, скороговорки, музыкально – двигательные упражнения.
«Ритмический аккомпанемент». Класс делится на две группы. Одна из них исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определенную ритмическую фигуру. Такой «аккомпанемент» улучшает выполнение поющими ритмического рисунка песни, а общее ее исполнение обогащает новой «краской».
Также большую роль в процессе формирования коммуникативных умений и навыков играет танцевально-двигательная терапия. Она развивает чувство ритма, координацию, творчество, фантазию, способствует сплочению обучающихся внутри класса. Для этого я применяю песенки с движениями, песни-игры.
Игры, формирующие личностные УУД (слайд №16)
Существует формула сформированности личностных УУД для обучающегося: «Я осознаю себя как личность; умею себя оценить; понимаю важность ценностей: Россия, Родина, семья». Формирований этих качеств подчинен весь урок и каждый его элемент в отдельности. Воспитанию личности способствуют детский фольклор: скороговорки, заклички, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы и поговорки, в которых отражена житейская мудрость, жизнь и традиции русского народа. На Масленицу – играем в масленичные игры, поем частушки и прибаутки, на Рождество – гадаем. Ну и конечно, народные песни и песни-игры.
Все предложенные игровые приемы в основном применимы в работе с учащимися начальной школы. Но интерес к уроку падает как раз у учащихся среднего звена – 5-8 классы. Поэтому предлагаю разнообразить урок игровыми приемами и для этого возраста учеников. Прекрасно вписываются в урок музыки приемы технологии развития критического мышления, те же самые дидактические игры, применимые для любого возраста школьников.
Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Это очень актуально, т.к. последние исследования общемировых педагогических тенденций показали, что по сравнению с представителями других стран, наши ученики сильны в фундаментальных знаниях, но слабы в решении практических вопросов, нестандартных ситуаций, генерировании идей.
В связи с этим осуществляется реорганизация школьной методологии, том числе и в применении продуктивных методов на уроке музыки.
Например, методы критического мышления позволяют организовать продвинутую современную обучающую среду.
«Мозговая атака». Используется с целью активизации имеющихся знаний на этапе формулирования темы урока или целей, задач урока. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме. Далее – обмен информацией, выделение из множества предложение наиболее подходящих. Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока детям не сообщается). В процессе дискуссии предлагаются различные названия тем. Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту, которая наиболее нравится.
«Корзина». При объяснении нового материала использую готовые карточки-термины, которые ребята находят в общей стопке и выбирают те, которые характерны для определенной темы. Карточки-термины могут быть любого содержания, например «Словарь эмоционального характера».
Приведу пример использования мною современных методов на различных этапах урока (слайд №17). Как активизировать работу учащихся на начальном этапе урока? Нужно заинтересовать их неожиданным вопросом или предложением. «Хотите узнать, чем мы сегодня займемся на уроке? Тогда отгадайте загадку (кроссворд, ребус)». Или предлагаю по прослушанной музыке узнать на портрете незнакомца, с творчеством которого встретимся сегодня на уроке. Так же на начальном этапе урока музыки используется прием «Улыбнемся друг другу» (положительный настрой). На этапе воспроизведения новой информации прием «Согласен — не согласен». (Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащегося. На этапе закрепления изученного материала метод моделирования художественно-творческого процесса «Разыграй песню». На этапе подведения итогов (слайд №18) приём «Хочу спросить». (Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке. Формирует: умение задавать вопросы; умению выражать свое эмоциональное отношение к ответу. Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен…» или «Я не удовлетворен, потому что …»). На этапе контроля «Составление е решение кроссворда» по теме урока. На этапе рефлексии эмоциональное состояние (ноты разного цвета).
В завершении хочется сказать, что педагогика и творчество «шагают» рядом, потому что дети — это очень тонкая субстанция: можно зажечь, а можно и погасить огонёк в глазах. И чтобы ярче светились эти огоньки, стремлюсь быть педагогом творческим, пытливым, ищущим всегда, независимо от спущенных сверху указаний, свои пути к детским сердцам и душам. (Слайд №19)
Список использованной литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
- Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
- Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
- Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999;
- Практические занятия по методике преподавания музыки (http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html).