Я – учитель
«Если учитель предан своему делу и чист,
то тысячи детей станут лучше, и нация
получит тысячи сформировавшихся личностей,
образованных мужчин и женщин с сильным характером.»
(доктор Арта-Онга Джумсаи)
В жизни каждого подростка наступает момент принятия важного решения, которое определяет его дальнейший путь – выбор профессии. Все мои мысли по выбору профессии шли постепенно, начиная с возраста детского сада. Я очень восхищалась нашим музыкальным руководителем, в детском возрасте это называлось «любила». И не только за молодость и красоту, но и за то, как виртуозно она владела инструментом. Я мечтала научиться владеть фортепиано и уговорила маму отдать меня учиться в музыкальную школу.
Пройдя все трудности обучения, я сделала вывод, что профессия учитель музыки – моя.
В самом начале своей педагогической деятельности, будучи педагогом неопытным, часто сталкивалась с довольно пренебрежительным отношением к своему предмету коллегами по работе: «А…, сейчас у вас пение, ну идите попойте!». Или, до сих пор в ходу шутливое выражение: «Столько двоек, а по музыке «5». При таких-то успехах, ты ещё поёшь?!». Такая недооценка предмета «Музыка», который лет 30 назад действительно именовался «Пением», идёт от незнания, непонимания сути, недооценки значимости данной дисциплины.
Понимание своей роли, миссии в школе пришло постепенно. Каждый новый ученик, как молчащий до поры до времени музыкальный инструмент, ждёт своего часа. Кто-то подобен нежной, трепетной скрипке, ведёт свою партию тонко, проникновенно. Кто-то, как духовые, чувствует музыку физически, всеми легкими, на уровне вибраций. Кто-то, как ударные, испытывает удовольствие от акцентов, ритма, экспрессии.
Много потребуется приложить усилий, чтобы каждый ученик начал петь, заговорил на языке музыки и, может быть, исполнил в будущем свою лучшую партию. Важно, чтобы на уроке не было «молчащих» инструментов – глухих к музыке учеников, которых она оставляет равнодушными. Пусть они попробуют свой голос. Вдруг он окажется неповторимым, как звучание челесты в танце феи Драже из балета Чайковского «Щелкунчик»?
Гармонию музыки и жизни невозможно ощутить в одиночку, поэтому класс представляется мне своеобразным оркестром. Оркестр – выстроенная система музыкальных инструментов, проверенная веками… Коллектив музыкантов. Ты и все. Все и ты… Оказавшись в оркестре, начинаешь понимать, что каждый в этом мире должен найти своё место, сыграть свою партию. Фальшь одного испортит общий труд, обезобразит самую пленительную мелодию, а нежелание слышать окружающих музыкантов неизбежно приведёт к дисгармонии. Именно в оркестре каждому ребёнку, как особому инструменту, и удаётся раскрыться.
Музыкальная гармония в классе-оркестре начинается с маленькой точки в центре «оркестровой ямы». Там перед всеми музыкантами – дирижёр, как учитель на уроке. По-моему, педагог всегда должен быть дирижёром. Незаметный на первый взгляд, он руководит большим «оркестром». От него зависит, как прозвучит мелодия: просто, обыденно или неожиданно, ярко. Учитель отвечает за то, чтобы каждый ученик на уроке проявил свою индивидуальность и вместе с тем ощутил себя частью целого творческого коллектива.
Педагога всегда подстерегает одна опасность – стать человеком-оркестром, заняться самолюбованием. Это просто – показать на уроке себя талантливого, а не учеников. Отступить с дирижёрской палочкой в тень и при этом слиться с учениками в единое целое – вот это непросто. Чтобы к этому прийти, надо любить и уважать ребенка, видеть его задатки, чувствовать потребности, становиться его единомышленником. Только тогда зазвучат струны детской души и урок уподобится стройному исполнению симфонии, а не растает в какофонии наукообразных терминов и модных педагогических методов и приёмов.
«Но музыка – иной субстант, где не губами, а устами», – написал поэт Андрей Вознесенский. Немного пафосно. Но думаю, что педагогу сегодня не надо бояться высокого слога. Гораздо страшнее и опаснее опуститься до примитивного заигрывания с детьми, следования конъюнктуре. По-моему, миссия учителя – была, есть и будет – воспитать ребёнка достойным человеком. Таким, который обязательно исполнит свою. В наше стремительное время невозможно не чувствовать ветра перемен. Мир шагает семимильными шагами вперёд к новым открытиям и свершениям. Поток новейших технологий захлестнул человеческую жизнь, требуя духовного, мыслительного, креативно-созидательного соответствия и дальнейшего продвижения. Началась эпоха культуры личности, которой мало энциклопедических знаний и вызубренных назубок урочных заданий. Она должна вырасти и жить в режиме развития и самоконструирования, исследования и работы на результат, декларируя неравнодушие к своей судьбе и судьбе своего государства.
До сих пор многие даже очень хорошие учителя не могут осознать, чем плоха была старая добрая советская школа, чем она так провинилась перед обществом, что теперь требуется кардинальная перемена методических подходов, свежее наполнение дидактического банка и разработка новых приёмов проведения уроков и внеурочных мероприятий.
Ответить на этот вопрос просто: всему своё время! Настала пора партнёрских отношений, в которых один (более опытный) научит другого (менее опытного) глубоко исследовать научный вопрос, решить проблемную ситуацию, прийти к результату деятельности, и тем самым научиться продуктивно жить дальше. Иначе мы рискуем остаться без новейших открытий, интересных идей и технологий, и как следствие, – без какого-либо прогресса. Неужели это та судьба, которую каждый представляет себе перспективой для наших детей и государства? Конечно же, нет!
Я уверена, что профессия учителя уникальная вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной во все времена. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, «учитель – это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает». Если раньше это понятие вызывало лишь одну ассоциацию: школа, то сегодня рамки профессии расширены.
И здесь передо мной стал вопрос: «Так каким же должен быть учитель музыки XXI века?»
Современный учитель музыки – это Человек и Профессионал, Гражданин и Патриот, Педагог и Музыкант, Просветитель и Учёный, Поэт и Композитор, Исполнитель и Слушатель, Психолог и Философ, Инициатор и Творец, Управленец и Подчинённый, Ученик и Учитель, Пользователь и Технолог, Исследователь и Проектировщик, Авторитет и Лидер.
Возможно, дойдя уже до середины списка, кто-то из читателей гневно нахмурит брови – не велика ли нагрузка, и не слишком ли идеальным выписан образ учителя!? Но не нужно торопиться!
Разве, идя на курсы повышения квалификации или получая дополнительное образование, мы не рассчитываем на встречу с интереснейшими энергичными людьми от науки или своими «продвинутыми» коллегами, разве не хотим услышать что-нибудь новое, увлекательное, методически и технологически отличное от того, что слышали уже много раз?! Разве не стремимся мы обогатить нашу жизнь событиями, которые заставляют нас остановиться, задуматься, переосмыслить свои позиции, пересмотреть планы, проанализировать результаты своей педагогической и человеческой деятельности? Разве сами мы любим тратить драгоценное время, с трудом выделенное нами на самосовершенствование, на контакт с посредственностями, полными равнодушия и душевной пустоты?
Но ведь наши дети хотят того же: общаться в школе с наставниками – универсалами, мастерами своего дела, людьми с большой буквы, которые приведут их к вершинам личностного успеха и научат любить учиться, проносить развитие через всю свою жизнь и прививать это качество своим детям. Только находясь рядом с человеком, поднявшим высоко духовно-нравственную планку, можно вырасти самому, стать профессионалом, научившись у профессионала, ощутить себя творцом, будучи рядом с создателем, раскрыть талант, восхищаясь талантом своего учителя. И тогда наша школа превратится в креативное пространство, из которого будут выпускаться личности, готовые учиться, меняться, принимать решения в разных ситуациях вплоть до нестандартных, брать на себя ответственность за эти решения и понимать свою роль в общемировом пространстве.
А ещё учитель должен уметь любить. Любить – значит отдавать. Только учитель, который дарит любовь, может рассчитывать на успех, потому что нет существа более благодарного и отзывчивого, чем ребёнок. Я верю, что любовь, отданная детям, возвращается сторицей: их достижения – это моя награда, неудачи – моя боль.
Я всегда стараюсь поставить себя на место ребёнка, когда возникает какая-то сложная, спорная ситуация. Стараюсь строить отношения с моими учениками по принципу «человек — человек», а не «начальник — подчинённый». Воспитание сознательности и в учёбе, и в поведении мне представляется самым важным залогом эффективности работы учителя. Сознательности, основанной на понимании, а, подчеркну, не на принуждении. Я не приемлю постулат «Я старше (умнее, опытнее), значит, права». Только в содружестве с учеником рождается желаемый положительный результат в обучении и воспитании. А сотрудничество строится на взаимопонимании и взаимоуважении, в основе которых – любовь.
Сотрудничество не значит вседозволенность, отсутствие дисциплины или несоблюдение субординации в отношениях «ученик — учитель». Для меня это прежде всего исключение принуждения и страха из наших отношений. Часто, глядя на своих учеников, я думаю: да, сейчас я старше, а значит, могу прикрикнуть, пригрозить, принудить. Но через несколько лет эти мальчики и девочки вырастут, превратятся в таких же, как я, взрослых, и задаю себе вопрос: как тогда они оценят мои поступки, не захотят ли забыть время, проведённое на моих уроках, как страшный сон, или, что ещё хуже, не воспримут ли авторитарную манеру общения как руководство к действию, строя свои отношения с людьми по такому принципу? И мне становится не по себе, я в очередной раз убеждаюсь: что посеешь, то и пожнёшь. Именно поэтому я стараюсь организовать работу, исходя из понятий любви, доверия и взаимопонимания. Мне бы очень хотелось, чтобы мои ученики понимали, что такое справедливость, умели чувствовать прекрасное, умели отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле и стремились только к хорошему.
Я убеждена, что процесс развития личности ребёнка должен строиться на тесном духовном общении, когда учитель вместе с учениками переживает радость побед и горечь утрат, когда учитель любит своих учеников такими, какие они есть, когда общение построено на доверии и уважении, когда учитель делает свои знания достоянием учеников. И тогда тот огонёк души, который дан детям от рождения, будет разгораться, становиться ярче и теплее, согревая нашу жизнь.
Учитель должен быть искренен перед своими учениками, даже признавая своё незнание. Учитель может, не стесняясь, попросить детей что-то подсказать и объяснить. Так они учатся быть не только объектом воспитания.
Теперь я не отступаю от этого правила: не стесняюсь быть собой перед этими девчонками и мальчишками.
Маленькая зарплата, сомнительная престижность, бесконечное поурочное планирование – все эти «прелести» тоже неотъемлемая часть моей работы, и не самая весёлая часть. Так иной раз и хочется сбежать от всяких инноваций и педтехнологий.
Но все «ужасы» блекнут, когда мои ученики говорят после звонка с урока: «Уже звонок? Как урок быстро закончился. Давайте ещё один проведём!»
Мы принадлежим профессии, которая требует, чтобы мы не просто учили, но и постоянно учились сами! А с учителями, которые много знают, умеют и многого хотят, и при этом профессиональны и человечны, всегда будет здорово и интересно детям!
Учителем быть сложно. Необходимо научиться налаживать такой эмоциональный контакт, который бы обеспечил именно личностное взаимодействие между педагогом и учеником, индивидуальный подход – это тонкий инструмент, который может держать в руках каждый учитель, а личностный – умение играть на этом инструменте, причем так, чтобы в ответ звучала душа ребенка».
Учитель находится постоянно под «прицелом» десятка детских глаз, как будто стоишь на сцене, только выходить на нее приходится не один раз за день.
Большое терпение, неиссякаемое трудолюбие, огромная любовь к своей профессии — вот три основы успеха профессии учителя.
Каждый день идешь в школу, делаешь свое дело день за днем, крутишься в карусели дел, порой просто забываешь о своих личных делах — живешь школой. И уже кажется, что школа — твой дом, дети-близкие и родные, а стены школьного коридора — самые любимые.
В профессии педагога, как и любой другой, бывают трудности, падения и взлеты. Иногда кажется, что трудна ноша, не по плечу. Но вдруг открывается «второе дыхание», и ты находишь силы идти вперед, нести детям свет, сеять добро, дарить любовь. А взамен видишь, как подрастают твои ученики, идут с тобой наравне, и очень по — доброму завидуешь их творчеству, таланту, стремлению к познанию, успехам.
Дети безошибочно умеют разглядеть в человеке Учителя, не заглядывая в его диплом. Зажечь других можно только тогда, когда горишь сам. Моя работа – это моя жизнь, и жизнь – это моя работа.
Ещё в начале педагогической деятельности меня впечатлило высказывание, принадлежащее персидскому философу и врачу Авиценне (Ибн Сина): «Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». С тех пор этот принцип стал для меня основополагающим в работе с детьми: считаю, что создание партнерских отношений, атмосфера доверия, уважения и эмоционального контакта придаёт ученикам уверенность в себе и понимание ценности сотрудничества. На мой взгляд, мастерство учителя, педагога заключается в том, чтобы НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ: наставлять, но не тянуть за собой, побуждать, но не заставлять, открывать пути, давая возможность ребёнку самому увидеть перспективу, и быть готовым оказать помощь.
Почему именно это для меня важно, зачем уметь учиться? Еще Эрнст Легуве, французский писатель XIX века, сказал: «Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас». А что мы должны говорить сегодня, в XXI веке, когда темп жизни настолько стремительный, что необходимо постоянно адаптироваться к новым условиям? Особенно сложно быть учителем в эпоху, когда ее основные приметы — изменчивость и непостоянство. Учителю важно уметь учиться в течение всей жизни, важно включить рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно отвечать на вопросы: что я знаю и чего еще не знаю, что умею и что не умею. Только после таких размышлений я понимаю, чему нужно учиться, что узнать, что попробовать. Так же должно быть и у детей.
В мире педагогической науки собственные размышления учителя иногда становятся повторением уже пройденных истин. Но они точно выстраданы и проверены собственным опытом.
…А я каждый день беру в руки дирижёрскую палочку и иду на урок. Иногда с гордостью, иногда с трепетом от осознания того, что, если дирижёр виртуозно владеет своей профессией, его ученики, как музыканты в оркестре, в полной мере раскрывают свои таланты. И преподавание в школе – увлекательное занятие, наше совместное с детьми постижение великой тайны музыки и гармонии жизни.