О чем рассказывает музыкальный ритм

Тема: «О чем рассказывает музыкальный ритм»
Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • Образовательная: научить анализировать, выделять главные отличия жанров вальса, полонеза, болеро, опираясь на своеобразие ритма при едином размере.
  • Развивающая: формировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений, развивать овладение практическими умениями и навыками в творческой игре на элементарных музыкальных инструментах.
  • Воспитательная: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса.

Материально-техническое оснащение: ПК, проектор, презентация к уроку, музыкальные видеоматериалы: И.Штраус «Сказки Венского леса», Ф.Шопен Полонез A-dur ор.40 №1, М. Равель «Болеро»; материалы учебника; приложения с ритмическими схемами, шумовые инструменты, малый барабан, музыкальный центр, накопитель информации с аудиовикториной: Ф. Шопен Полонез As-dur ор.53, Г. Свиридов Вальс из музыки к драме «Метель» А.С. Пушкина.

Методы и приемы: словесный, практический, наглядно-слуховой, анализа и сравнения.
Формы организации урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

«В ритме есть нечто  волшебное: он 
заставляет нас верить,
что будущее принадлежит нам»
И. Гете

I. Организационный момент
Учитель приветствует класс.

Слайд №1

II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: — Послушай: музыка вокруг
Она во всем – в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Какова была тема прошлого урока?
Ответ учеников: — «Вначале был ритм».
Учитель: — Перечистите средства музыкальной выразительности.
Ответ учеников: — Мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад, гармония.
Учитель: — Где обнаруживает себя ритм?
Ответ учеников: — Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире: в чередовании времен года, в звуках прибоя, в дыхании человека.

III. Постановка цели урока.
Учитель: — Прочитайте записанную на доске тему и эпиграф урока. Мы продолжаем знакомиться с ритмом. Тема встречи сегодня – «О чем рассказывает музыкальный ритм». В конце урока вы сможете самостоятельно это объяснить.

Слайд №2
«О чем рассказывает музыкальный ритм»

IV. Изучение нового материала.
Учитель: — В переводе с греческого rithmos означает мерное течение. Но, несмотря на упорядоченность музыкального ритма, именно в музыке он достигает наибольшего многообразия. Ритм придает неповторимое многообразие музыкальным жанрам, помогает уже с первых тактов узнать вальс или польку, марш или гимн.
Для более удобного изучения темы следует вспомнить, что такое размер и какие бывают размеры. Воспользуйтесь приложением №1 раздаточного материала.
В приложении №2, кроме знакомых определений, записаны новые. Какие? Метр и метроритм. Что такое метр? Что такое метроритм? Зачитайте определения.

Слайд №3
Портрет И. Штрауса

Учитель: — И. Штраус – австрийский композитор, пользовался огромной популярностью благодаря своей любви к одному из самых изящных музыкальных жанров. Возможно, вы с первых тактов узнаете его. После просмотра дайте эмоциональную характеристику произведения.

Видео И. Штраус «Сказки венского леса».
Исполняет Венский филармонический оркестр.
Фрагмент

Ответ учеников: — Жанр вальса. Звучит изящно, грациозно, полетно, ярко, искрясь, окрыленно, невесомо.
Учитель: — В приложении №3 он отмечен в первой строке. Метр вальса трехдольный.
Учитель демонстрирует метр хлопками, подчеркивая сильную долю. Таким же образом демонстрирует ритм.
Ритмическое задание №.1 Первый этап: обе половины класса демонстрируют одновременно метр и ритм, учитель – ритмический рисунок мелодии вальса Штрауса. Второй этап: трио учащихся исполняют задание, используя самостоятельно изготовленные к уроку шумовые инструменты.

Видео. Губернский бал. Полонез
Фрагмент

Учитель: — Танец, фрагмент которого вы только что посмотрели, возник в Польше. Как он называется?
Ответ учеников: — Полонез.
Учитель: — Какой композитор свое творчество посвятил своей родине – Польше?
Ответ учеников: — Фридерик Шопен.

Слайд №3
Портрет Ф. Шопена

Учитель: — После прослушивания полонеза ор. 40 №1 составьте эмоциональную характеристику произведения.

Видео. Ф. Шопен. Полонез ор.40 №1
Фрагмент

Ответ учеников: — Торжественно, с достоинством, гордо, церемонно.
Учитель: — В приложении №3 полонез отмечен во второй строке. Метр полонеза трехдольный, ритм изменился. Продемонстрируйте его.
Ритмическое задание №2. Первый этап: с помощью учителя ученики хлопками показывают ритм полонеза, подчеркивая сильную долю. Второй этап: учитель с учеником демонстрируют ритмический рисунок мелодии полонеза. Третий этап: выступление на импровизированной сцене. Секстет учеников исполняют задание самостоятельно, используя изготовленные к уроку шумовые инструменты.

«Танцевальная пауза». Ученики, используя шаг полонеза и элементарный рисунок танца, повторяют небольшой фрагмент видео.

Слайд №4
Портрет М. Равеля

Учитель: — Французский композитор Морис Равель посвяти одно из своих самых ярких произведений Испании.

Слайд №5
Александр Маранов. Испанский танец.

Учитель:

Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный –
Напев волынки скудный и печальный,
И эта пляска медленных крестьян…
Испания! Я вновь тобою пьян!..
Но жив народ, и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец.
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро, священный танец боя!
Николай Заболоцкий

«Болеро» Равель написал по просьбе танцовщицы Иды Рубинштейн, которая и исполнила танец впервые.

Видео. Морис Равель. Болеро.
Исполняет Майя Плисецкая
Фрагмент

После описания эмоционального характера произведения учениками (сосредоточенно, напряженно, твердо, упруго) учитель обращает внимание учеников на очевидное присутствие трех пластов – мелодии, исполняемой флейтой соло, ритмического сопровождения малого барабана, имитирующего звучание кастаньет, и баса, играющего роль гармонической опоры (струнные-пиццикато), на смещение акцентов. Предлагает ученикам проследить запись ритма болеро в третьей строке приложения №3, демонстрирует ритм на малом барабане.

Ритмическое задание №3. Первый этап: несколько желающих учеников индивидуально повторяют ритм, при необходимости с помощью учителя. Второй этап: класс поддерживает метр, ученик на малом барабане — ритм, учитель на фортепиано играет мелодию болеро. Третий этап: трио учеников, поддерживающие метр, ритм и ритмический рисунок, совместно с учителем выступают на импровизированной сцене.

Учитель: — Вы познакомились с метроритмом трех танцевальных жанров, посмотрели видеофрагменты, принимали участие в танцевальном и исполнительском эпизодах урока. Переходим к закреплению изученного материала.

V. Закрепление материала урока.
Учитель: — Устно определите жанры предложенных музыкальных фрагментов.

Мини викторина:

  • Ф. Шопен Полонез As-dur op.53.Фрагмент.
  • М. Равель. Болеро (фламенко) Фрагмент.
  • Г. Свиридов Вальс («Метель») Фрагмент.

VI. Обобщение и систематизация материала.
Учитель: — Проведите сравнительный анализ жанров. В таблице приложения №4 отмечены отличительные особенности ритма и характера произведений. Впишите рядом названия жанров.
Ученик зачитывает ответы.
Учитель: — Назовите объединяющее начало жанров.
Ответ учеников: — У всех танцевальных жанров трехдольный размер.
Учитель: — Отличительные и объединяющие признаки отмечены верно.

VII. Подведение итогов и результатов урока.
Учитель: — Итак, о чем рассказывает музыкальный ритм?
Предполагаемые ответы учеников: — О порядке и симметрии, об его умении придавать разным жанрам неповторимый облик, что помогает их узнавать.
Учитель: — На следующем уроке мы продолжим знакомиться с ритмом, чье господство присутствует во всех сферах бытия.

Отмечаются активность и индивидуальные успехи учеников, выставляются оценки, записывается домашнее задание: повторить песню-вальс Г. Струве «Школьный корабль».

Рефлексия урока:

  • было ли тебе интересно? Да – 95%
  • сумел ли ты закрепить полученные знания? Да – 100%
  • сумел ли ты показать свои знания? Да – 90%.

Учитель благодарит класс за работу и желает творческих успехов.